Египет и Россия: качественный скачок в развитии отношений
«Блиц-поездка президента России Владимира Путина в три страны Ближнего Востока 11 декабря символизирует то, как быстро Россия сумела вернуть себе влияние, которым она обладала в регионе, — делает вывод Хамидреза Азизи на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай». — Визиты в Каир и Анкару в определённой степени затмил необъявленный визит Путина на российскую авиабазу Хмеймим, где он отдал приказ о выводе части российского контингента из Сирии. Однако это вовсе не означает, что визиты в Каир и Анкару имели меньшее значение в региональной политике Москвы».
Визит президента Владимира Путина в Каир нужно рассматривать в свете взаимных интересов сторон, полагает Ашраф Ас-Саббаг, автор аналитического материала в египетском издании «Tahrir news». Визит президента Путина в Каир «состоялся на фоне исключительной обстановки в регионе, спада в российско-американских отношениях, а также политического «марафона» между Каиром и Москвой, где обе стороны стремятся максимально защитить свои интересы в соответствии с инструментами, которыми обладают», цитируют «ИноСМИ» автора.
Каир стал второй остановкой Путина после посещения им военной базы Хмеймим в Сирии. Аналитики считает, что, если судить по турне Путина (Сирия, Египет, Турция), то надо сделать следующий вывод: была подчёркнута роль Египта в решении важных политических вопросов. Среди последних перечисляется палестинская проблема, кризисы в Сирии, Ливии, Йемене. Эта важная роль объясняется реализмом внешней политики Каира. «С одной стороны, — отмечает автор, — России отчаянно нужно подтвердить свою победу в Сирии и покинуть опасный и узкий круг стран, в который входят Иран, Турция и режим Асада. С другой, ей нужны новые политические договорённости, чтобы придать стимул переговорному процессу в Астане и получить широкую поддержку своей инициативы — так называемого Конгресса сирийского национального диалога, который состоится в российском курортном городе Сочи, о чем было объявлено дважды, после чего конгресс перенесли на неопределённый срок. Кроме того, Москве необходимо открыть новые каналы в Северной Африке в целом и в Ливии в частности, искать «постоянные» плацдармы в северном Средиземноморье, к западу от Красного моря и, возможно, к востоку от него».
Сотрудничество между Египтом и Россией в области безопасности, в том числе борьба с терроризмом, продолжается много лет. И всё указывает на то, что в предстоящий период это сотрудничество «ждёт качественный скачок». Почему? Каир, пишет аналитик, открыт для сотрудничества в сфере безопасности и стремится диверсифицировать внешние отношения и круг стран, поставляющих оружие.
В свою очередь, Россия стремится расширить влияние в региональных кризисах в ходе «естественной борьбы с остальными капиталистическими державами», исходя из своих интересов.
Важным автору представляется и вопрос восстановления воздушного сообщения между Москвой и Каиром, в т. ч. регулярных и чартерных рейсов на египетские курорты.
Напомним, причиной приостановки авиасообщения между Россией и Египтом стал теракт на борту самолёта компании «Когалымавиа», выполнявшего рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Трагедия случилась более двух лет назад, осенью 2015 г. Переговоры о возобновлении сообщения шли долго. Наконец Минтранс России и Министерство гражданской авиации АРЕ подписали соответствующий протокол, который установил: задача контроля за безопасностью пассажиров в аэропорту возлагается на специалистов российского юридического лица, уполномоченного «Росавиацией». Правда, пока речь идёт о полётах только в Каир, поскольку аэропорт столицы признан безопасным. С рейсами на курорты Красного моря придётся повременить.
Эксперт Антон Мардасов сказал в интервью «Московскому комсомольцу», что и это решение можно назвать несколько преждевременным. «Вряд ли это повлияет на решение о возобновлении продаж туров в Египет в прежних масштабах, поскольку о полётах в курортные регионы пока никто не говорит. Кроме того, если учесть, что авиасообщение с Египтом прекращала только Россия, а террористические атаки были во многих европейских столицах, нельзя сказать, что мы рискуем как-то особенно», — цитирует Мардасова издание. Однако Мардасов добавил:
На самом деле, заметим, правительство вовсе не спешит «отправлять людей в Египет».
Напомним, о готовности Москвы возобновить авиасообщение с Каиром объявил сам президент Путин 11 декабря. Заявление было сделано по итогам переговоров президента с египетским коллегой Абделем Фаттахом ас-Сиси.
По словам В. В. Путина, протокол о возобновлении авиасообщения между двумя столицами может быть подписан в ближайшее время. Президент сослался на данные служб безопасности: «Службы безопасности России доложили мне о том, что в целом мы готовы к открытию прямого авиасообщения между Москвой и Каиром». По мнению Путина, «египетская сторона проделала большую работу по повышению уровня безопасности в аэропортах».
По словам главы Минтранса РФ Максима Соколова, которые цитирует Newsru.com, возобновить рейсы можно будет в феврале 2018 года. «Дам осторожный прогноз: в начале февраля», — заметил Соколов.
Как видим, речь идёт только об авиасообщении между двумя столицами. И российские эксперты по туризму уже заявили, что возобновление сообщения Москвы с Каиром не повлияет на российский туристический рынок, поскольку россияне предпочитают прямые перелёты на курорты страны.
Таким образом, говорить о «странном решении» правительства едва ли стоит. К тому же насильно людей в Египет никто отправлять не станет. Курортов хватает, а обстановка в соответствущем регионе напряжённая почти всюду. Никуда не делась, к примеру, проблема терактов в Турции. Не факт, что под Новый год террористы-исламисты не устроят очередную трагедию где-нибудь в центре Европы.
Грядущее возобновление авиасообщения с Египтом в геополитическом контексте следует признать одним из шагов по региональному закреплению России и усилении её роли не только в борьбе с терроризмом, но и в экономической деятельности. И недаром египетские аналитики говорят о «качественном скачке» в развитии сотрудничества Москвы и Каира. Визит российского президента в Каир и принятые совместные решения действительно символизируют то возвращение России в регион, на которое указывают арабские эксперты.
— специально для topwar.ru
Мнение редакции «Военного обозрения» может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций